VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ налоговой нагрузки нефтегазовых предприятий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010574
Тема: Анализ налоговой нагрузки нефтегазовых предприятий
Содержание
     СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ01
    1  Теоретические основы налогообложения коммерческих организаций04
    1.1 Понятие, сущность и назначение налогов и налогообложения05
    1.2 Показатели, методы и модели оценки уровня налоговой нагрузки коммерческих организаций06
    1.3 Особенности и проблемы в налогообложении нефтегазовой отрасли в России и зарубежных странах06
    2 Налогообложение нефтегазового сектора российской экономики01
    2.1 Сравнительная оценка уровня налоговой нагрузки организаций в России и за рубежом02
    2.2 Сравнительная оценка уровня налоговой нагрузки по секторам российской экономики03
    2.3 Анализ изменения уровня налоговой нагрузки на ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл» за 2012-2016 гг.06
    3 Совершенствование налогообложения коммерческих организаций04
    3.1 Направления и пути совершенствования налогообложения коммерческих организаций в Российской Федерации05
    3.2 Совершенствование налогообложения нефтегазового сектора российской экономики06
    3.3 Меры по оптимизации налоговой нагрузки на ПАО "Роснефть" и ПАО "Лукойл"06
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 01
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ02
    ПРИЛОЖЕНИЕ 103
    ПРИЛОЖЕНИЕ 203
    ВВЕДЕНИЕ
    В настоящее время большое внимание уделяется налоговой нагрузке организации, оказывающейсущественное влияние на прибыль организации. Результаты финансово-хозяйственной деятельности зависят от множества факторов, в том числе и от правильности и своевременности исчисления налогов. Это отражаетактуальность данной работы.
    Четкая организация расчетов предприятия по налогам и сборам обеспечивает стабильную позицию в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды. Соблюдение налогового законодательства, своевременное и полное исчисление налогов позволяет не только избежать расходов предприятия по уплате налоговых штрафных санкций, но и организовать свою деятельность таким образом, при котором оно максимально снизит возможные объемы налоговых платежей. Вопросы, которые рассматриваются в работе связаны со снижением налоговой нагрузки современного предприятия путем использования возможностей оптимизации налогообложения, предусмотренных действующим налоговым законодательством. 
    Целью выпускной квалификационной работы является анализ налоговой нагрузки нефтегазовых предприятий на примере ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». 
    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 
    1. Изучить сущность и назначение действующей системы налогообложения;
    2. Рассмотреть теоретико-практические аспекты налоговой нагрузки: методики расчета налоговой нагрузки, разобрать налоговую нагрузку как показатель налоговой эффективности государства;
    3. Исследовать налогообложение нефтедобывающих предприятий: современное состояние нефтедобывающей отрасли России, налогообложение нефтегазовых компаний, а также провести оценку уровня налоговой нагрузки по секторам российской экономики;
    4. Провести анализ налоговой нагрузки компаний  ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл»: дать общую характеристику предприятий и провести расчет налоговой нагрузки по методикам;
    5. Проанализировать пути совершенствования налогообложения коммерческих орагнизаций, способы оптимизации налоговой нагрузки на ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». 
    Предмет исследования – налогообложение предприятий нефтегазовой отрасли. 
    В работе использованы различные материалы специальной и научной литературы, а также данные статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также финасовые отчетностиПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл».
    Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
    В первой главе рассмотрены теоретические и методологические основы налогообложения коммерческих организаций, а также особенности и основные прроблемы налогообложения нефтегазовой отрасли.
    Вторая глава является практической частью. Производится анализ налоговой нагрузки организации на примере ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл», дана общая характеристика деятельности и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
    Третья глава данной работы освещает пути совершенствования налогообложения коммерческих организаций, а так же оптимизации налоговой нагрузки наПАО «Роснефть»  и ПАО «Лукойл».
    В заключении подведены итоги проведенного исследования темы данной работы.
      

    
    
    1  Теоретические основы налогообложения коммерческих организаций
    1.1 Понятие, сущность и назначение налогов и налогообложения
    В основе современной налоговой системы России лежатклассические принципы теории налогообложения: справедливости, определенности, удобства, рациональности, имея законодательную базу для своего функционирования, учитывая особенности производственного и финансового потенциала национальной экономики, менталитет населения, оно направлено на достижение финансовой независимости страны, которая заключается в стабильных и значительных поступлениях в бюджет государства.
    Стоявший у истоков русскойэкономической науки Н.И. Тургенев в своей работе "Опыт теории налогов" (1818 г.) многократноиспользует понятие "система налогов". Например: "Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на нравы и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов..."1. Так же как и современное общество, современная система налогообложения коммерческих предприятий существенно изменилась и несет в себе опыт многочисленных экономических изменений и представляет собой довольно сложную систему, основывающуюся на стыке интересов государства и хозяйствующих субъектов, стремящихся получить прибыль.На данном этапе налоговая система является главным источником финансовых поступлений  в бюджет государства.
    Развитие различных форм предпринимательской деятельности привело к появлению в России новых налогоплательщиков. Создание налоговой системы предполагало формирование основополагающих моментов:
    - продуманной налоговой политики;
    - организацииработы налоговой службы, таким образом, чтобы она была способна выполнять свои задачи, в том числе по пополнению бюджета страны;
    - осознания населением страны необходимости уплаты налогов.
    Задача любого государства заключается в удовлетворении общественныхпотребностей. К таковым относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и другие, например – благоустройства, транспорта, ЖКХ,  здравоохранения, образования, искусства, культуры, спорта.  Для выполнения этих задач необходимы регулярные затраты со стороны государства.
    Взимание налогов  представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли. Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ, в  ст. 57 указано, что законно установленные налоги и сборы обязан платить каждый.
    При этом получателем услуг  от государства выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект. 
    Общество в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги. При этом, уплата отдельным налогоплательщиком налога не вызывает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика. 
    Таким образом, налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые существенноотличаются от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика.
    Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно узнать, на сколько каждый член общества нуждается в государственных "общественных услугах". Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом.
    Государство, соответственно интересам общества в различных cферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, экологическую, социальную, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, которые аккумулируются в его бюджете и внебюджетных фондах. 
    
    Теоретические исследования в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей книге"Исследование о природе и причинах богатства народов", вышедшей в 1776 г. он сформулировал основные принципы теории налогообложения, на которые опираются  по сей день.2
    1. Принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен принимать участие в финансировании государства соразмерно своим возможностям. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов налогоплательщика по прогрессивной шкале.
    2. Принцип определенности, заключается в том, что необходима строгая определенность в отношении количества взноса, способа взимания, времени уплаты.
    3. Принцип удобности, т.е. налог должен быть незаметным для плательщика, и взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.
    4. Принцип экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов.
    Помимо этого, налоговая система постоянно совершенствуется, со дня её образования в 1991 году  значительно сокращен перечень самих налогов,  учитывается  и мировой опыт других стран. Стоит заметить, что налоговая нагрузка на плательщика  в России одна из самых  оптимальных  в мире. Например, уменьшены ставки  НДС  с 20% до 18%; налог на прибыль организаций с 35 % до 20 %; НДФЛ перестал быть прогрессивным и рассчитывается по основной ставке 13% вне зависимости от сумм доходов.
    Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, которая состоит в формировании денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, поддержку детей, пожилых и больных людей, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог,развитие науки и техники, детские дома, для покрытия расходов на образование, защиту окружающей среды.3
    Другая функция налогов – экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.
    С ростом налогов доходы в бюджет уменьшатся, это связано с тем, что часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.
    Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Существуют три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, облагаемых налогом; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы обеспечивать развитие производства.
    Предельный уровень налогообложения определяется по следующим признакам:
     если при очередном повышении налоговой ставки сокращаются поступления в бюджет;
     если снижаются темпы экономического роста, уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
     если растет “теневая” экономика, т.е. скрытое или явное уклонение от налогов.
    В настоящее время основным документом, регулирующим налоговые отношения в стране является Налоговый кодекс РФ. В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом4. Таким федеральным законом и является Налоговый кодекс РФ. 
    С момента развития рыночных отношений в России заговорили о Налоговом кодексе Российской Федерации5 (НК РФ), как о наиболее предпочтительной форме налогового законодательства, обеспечивающей системный подход к решению проблем налогообложения. 
    Часть первая НК РФ раскрывает основные положения налоговой политики и основные принципы налогового права, основываясь на Конституции Российской Федерации и общих принципах права (свободе, демократии, равноправии, социальной справедливости, гуманизме, законности, ответственности). 
    Законодательство о налогах и сборах включает в себя НК РФ, федеральные законы о налогах, законы и другие нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами самоуправления. "Кодекс не относит к законодательству о налогах и сборах акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней"6.   
    Понятийному аппарату посвящена ст. 11 НК РФ. Однако понятийный аппарат "разбросан" по всему Кодексу и будет иметь место и в части второй НК РФ, что представляется нелогичным.
    Идеология НК РФ основана на том, что исходя из принципа единства российской правовой системы понятийный аппарат для целей налогообложения должен вписаться в правовую систему России. Одной из проблем была и остается в настоящее время проблема взаимосвязи и разграничения сфер регулирования гражданским и налоговымзаконодательством.
    В принципе оснований для споров в вопросах понятийного аппарата возникать не должно. "Ни одна отрасль права, в том числе гражданская или налоговая, не должны претендовать на универсальность. У каждой есть предмет, и в рамках этого предмета они должны функционировать"7. 
         Налоговый кодекс исчерпывающим образом определяет участников отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах. Во-первых, это налогоплательщики и плательщики сборов; во-вторых, государство в лице представляющих его интересы налоговых органов, органов, пользующихся правами налоговых органов, финансовых органов; в-третьих, налоговые агенты и сборщики налогов и сборов, которые выступают в отношениях с налогоплательщиками и плательщиками сборов в качестве фискальных агентов государства, а в отношениях с государством имеют статус, аналогичный статусу налогоплательщиков.
         В НК РФ раскрываются понятия обязательных элементов налога: объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога, а также необязательный, факультативный элемент налога - налоговые льготы. Конкретное содержание элементов налога, дается и в части второй НК РФ. По федеральным налогам содержание всех элементов должно быть представлено в части второй НК РФ, а по региональным и местным налогам отдельные элементы будут раскрываются в части второй НК РФ, а другие - в нормативно-правовых актах органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
    В частности, НК устанавливаются такие принципы налоговой системы, как:
    1 перечень налогов и сборов, взимаемых с хозяйствующих субъектов в РФ и при внешнеэкономической деятельности;
    2 основания и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    3 порядок установления, введения новых и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
    4 порядок взаимодействия участников налоговых отношений;
    5 виды и способы налогового контроля;
    6 размер ответственности за совершение нарушений норм действующего налогового законодательства.
    Налоги – гибкий инструмент воздействия на постоянно меняющуюся экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.8
    При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:
    1.	Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
    2.	Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.
    3.	Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
    4.	Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
    5.	Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
    6.	Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
    7.	Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.
    Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.).
    Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины). 
    В зависимости от характера ставок различают прогрессивные регрессивные и пропорциональные налоги. 
    Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.
    Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.
    Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.9
    Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.
    Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:
    1.	налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) - земельный налог, страховые взносы;
    2.	налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) - НДС, акцизы, экспортные тарифы;
    3.	налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;
    4.	налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий - лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.
    По уровню установления налоги делятся на федеральные, региональные и местные.Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории, т.е. порядок их взимания общий на всей территории РФ.
    К федеральным относятся следующие налоги и сборы (ст. 13 Налогового кодекса РФ):
     налог на добавленную стоимость (НДС);
     налог на прибыль (доход) организаций;
     налог на доходы физических лиц;
     Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
     государственная пошлина;
     налог на добычу полезных ископаемых;
     сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
     водный налог;
     экологический налог.
    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России.10
    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.
    К региональным налогам относятся:
     налог на имущество организаций;
     налог на игорный бизнес;
     транспортный налог.
    Заметим, что в соответствии со статьей 12 Налогового кодекса РФ "не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом".
    Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. К местным налогам относятся:
     земельный налог;
     налог на имущество физических лиц.
    Особое место в современной налоговой системе занимают специальные налоговые режимы. Такие системы налогообложения применяются малыми предприятиями. Налогообложение в виде специальных режимов призвано облегчить налоговое бремя малого бизнеса, упростить методику исчисления налогов и ведения налогового учета для представителей малого бизнеса.
    Специальный налоговый режим представляет собой особый порядок определения элементов налогообложения или же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Действующий Налоговый кодекс РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима. Существующие налоговые режимы представлены в таблице 1.11
     Специальный налоговый режим
     Особенности исчисления налогов
     Единый сельскохозяйственный налог
     позволяет заменить уплатой единого сельскохозяйственного налога совокупность следующих налогов: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество.
     Упрощенная система налогообложения
     освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, наиболее сложных налогов, таких как налог на прибыль, налог на имущество.
     Единый налог на вмененный доход
     заменяет собой уплату налога на прибыль организаций налога на имущество.
     Соглашения о разделе продукции
     действуют для налогоплательщика только на основании договора, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение данных работ на свой страх и риск.
Таблица 1. Специальные налоговые режимы
    
    1.2 Показатели, методы и модели оценки уровня налоговой нагрузки коммерческих организаций
    Государственные структуры рассматривают налоги не только в качестве источника, обеспечивающего формирование бюджета государства, но и как инструмент управляющего воздействия, при помощи которого осуществляются процессы распределения созданного обществом дохода. Необходимость рационализации процесса управления предусматривает наличие общих направлений и приемов в использовании налоговых отношений. Совокупность таких действий, последовательно осуществляемых в течение определённого промежутка времени обозначается понятием – «налоговая политика».12
    Налоговая политика страны как один из методов государственного регулирования социально-экономического развития общества должна быть направлена на достижение его целей в совокупности с другими методами и формами государственного регулирования. Тут основным признается обеспечение прогресса в развитии общества за счет улучшения качества жизни, качества окружающей среды и экономического роста. Следовательно, в результате достижения указанных целей происходит также гармонизация интересов участников налоговых отношений, борьба с уклонением от уплаты налогов.
    Эффективность налоговой политики и налоговой системы в целом – понятие достаточно сложное.Под эффективностью налоговой системы в широком смысле  понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Следовательно, налоговая политика может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:
     обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;
     обеспечивает финансовые условия для производственных процессов;
     способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.
    Для оценки эффективности налоговой системы и методов налогового регулирования требуется целый комплекс критериев. Однако, практически не существуют прямых показателей, однозначно характеризующих результативность налоговой системы, поэтому при оценке  эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается динамика следующих показателей:
     удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;
     уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;
     объемов общественного производства в целом и по отраслям;
     объемов капитальных вложений;
     финансовых результатовв целом по экономике и по отраслям;
     уровня инфляции и т.д.
    Главным недостаком этих показателей является наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, и в связи с этим, не всегда удается понять какую роль играет налоговая система в развитии данных факторов.
    Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными из которых являются: общий уровень налогообложения, роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета, соотношение прямых и косвенных налогов, стабильность налогового законодательства, уровень сложности расчета налогооблагаемой базы и т.д.
    Измерителем качества налоговой системы в целях эффективного государственного налогового планированияможет служить уровень налоговой нагрузки.  В связи с этим, возникает необходимость в определении границ оптимального размера налоговой нагрузки.
    Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов. Во-первых решаются формирования бюджетных,внебюджетных финансовых фондов. Во-вторых, через налоговую систему государство воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций и дотаций. 
    Одним из основных аспектов налоговой политики государства является проблема регулирования налоговой нагрузки и выявления степени ее воздействия на экономическую эффективность предприятий. Зависимость между усилением налоговой нагрузки и суммой налоговых доходов, поступающих в бюджет, установил Артур Лаффер в начале второй половины ХХ в. Ондоказал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность. Рост доходов бюджета в этом случае осуществляется за счет увеличения производства, в результате чего происходитувеличение налогооблагаемой базы. Налоговая нагрузка– это показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение суммы налогов к совокупному национальному продукту. 13
    В Российской Федерации не существует единого термина, отражающего каким образом  налоговая система воздействует на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния часто используютсятакие понятия, как: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс» и т.д. По сути, как отмечает О.Ф. Пасько14, эти понятия являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но отичные в своем лексическом толковании. 
     В таблице 2 приведены основные элементы налогов организаций, которые составляют налоговую нагрузку.
    Таблица 2. Элементы налога
Элемент
     В соответствии с НК РФ
Субъект налога
организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налога (ст.19 НК РФ)
Объект
налога
реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, либо иное обстоятельство, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах
Налоговый период
календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Порядок исчисления
налога
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ)
Срок уплаты налога
срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет (ст.57 НК РФ)
Порядок уплаты налога
конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст.58 НК РФ применительно к каждому налогу
    
    В настоящее время в Российской Федерации отсутствуетединая методика исчисления налоговой нагрузки организаций. В экономической литературе и в практике авторы используют различные методики определения налоговой нагрузки.15
    В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях экономики.
    Главным источником информации при определении уровня налоговой нагрузки, как правило, являются данные налогового и бухгалтерского учета. 
    Рассмотрим способы и методики расчета налоговой нагрузки с целью ее оптимизации16. 
     Общепринятая методика определения налогового бремени для предприятия - порядок расчета, который разработал Минфин РФ. Согласно ему, уровнем налоговой нагрузки является отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, сюда также включается выручка от прочей реализации: 
    
    где НН – налоговая нагрузка на предприятие; 
    НП – общая сумма всех уплаченных налогов; 
    В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); 
    ВД – внереализационные доходы. 
    Но нужно учесть, что при помощи данного расчета невозможно определение влияния изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Налоговая нагрузка, которая будет рассчитана по указанной методике, дает характеристику только налогоемкости продукции, работ или услуг, произведенных предприятием. 
     Согласно методике Е. А. Кировой, сумму уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды возможно увеличить на сумму недоимки по налоговым платежам. Таким образом, в налоговую нагрузку включаются не уплаченные организацией налоги, а сумма налогов, которая должна быть уплачена, то есть сумма начисленных платежей. При этом, из состава исключается НДФЛ, так как его уплачивают работники организации, а в функции организации входит только перечисление платежей. Сумма косвенных налогов, которые подлежат перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, так как они в значительной степени влияют на финансовую устойчивость организации. Так же необходимо соотнести сумму налогов с вновь созданной организацией стоимостью продукции, определяющейся в качестве разности добавленной стоимости и амортизации. 17
    Исследователь Е. А. Кирова подразделяет налоговую нагрузку на относительную и абсолютную. В понятие абсолютной налоговой нагрузки включается сумма налоговых платежей, а также платежи, подлежащие к перечислению организацией. Расчет производится следующим образом: 
    
    
    где ННА – абсолютная налоговая нагрузка; 
    НП – налоговые платежи, уплаченные организацией; 
    ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды; 
    НД – недоимка по платежам. 
    Однако в абсолютную налоговую нагрузку включается лишь сумма налоговых обязательств предприятия и не учитывается вся тяжесть налогового бремени. Чтобы определить уровень налоговой нагрузки, по мнению Кировой, можно использовать показатель относительной налоговой нагрузки. Он рассчитывается делением абсолютной налоговой нагрузки на вновь созданную стоимость. Иными словами, производится соотношение суммы налоговых платежей с источниками их уплаты. 
    Вновь созданную стоимость продукции организации можно определить следующим образом: 
    
    Или 
    
    где СВС – вновь созданная стоимость; 
    В – выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); 
    МЗ – материальные затраты; 
    А – амортизация; 
    ВД – внереализационные доходы; 
    ВР – внереализационные расходы (без налоговых платежей); 
    ОТ – оплата труда; 
    НП – налоговые платежи; 
    ВП – платежи во внебюджетные фонды; 
    П – прибыль организации. 
    При этом относительную налоговую нагрузку можно определить при помощи следующей формулы: 
    
    Положительным моментом здесь является то, что величина вновь созданной стоимости не находится под влиянием уплачиваемых налогов. Также, в расчет включены все налоговые платежи, которые непосредственно уплачивает организация. На объективность расчета, при этом, не влияет ни отраслевая специфика, ни размер компании. 
    Однако, использую указанный метод, не всегда возможно выполнить качественный прогноз изменений показателя в зависимости от изменений количества, ставок и льгот по налогам. 
    3. Еще один способ расчета налоговой нагрузки предлагается исследователем М. И. Литвиным. Методика основана на количестве, структуре и механизме взимания налоговых платежей. В состав налоговых платежей входят все налоги, которые уплачивает организация, в том числе и НДФЛ: 
    
    где ? (НП + ВП) – сумма начисленных налоговых платежей и платежей 
    во внебюджетные фонды; 
    ? ИС – сумма источника средств для уплаты налогов. 
    Литвиным предлагается расчет налоговой нагрузки на основе вышеперечисленных групп налогов, соотнося их с определенным источником уплаты.  
    Данной методике расчета налогового бремени присуща значительная практическая значимость, поскольку с ее помощью возможно определение доли налогов, которую включает выручка организации, прибыль и заработная плата, амортизация, а также долю налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной предприятием продукции или оказанных услуг. Отрицательный момент методики следующий: в состав н.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44